Международной Баптистской Богословской семинар - страница 41

Международной Баптистской Богословской семинар - страница 41

^ ПОСТОЯННЫЙ ПРИЗЫВ
В послании к Римлянам 7:14-25 Павел оплакивает свое состояние слабого христианина, не способного делать то, что он должен делать, и делающего то, что не должен. Скорее всего, на вопрос, чувствует ли он себя достойным проповедовать, но ответил бы отрицательно. Он даже говорит о себе как о величайшем грешнике (1 Тимофею 1:15).

В то же время это тот же Павел, который определил (в этом же послании Тимофею) идеалы для пастора и проповедника. Осознавая собственную слабость, он устанавливает стандарты для себя и для других, стандарты, которые необходимо достигнуть, подобно планке при прыжке с шестом. И несмотря на свои слабости и недостатки, эту планку он устанавливает очень высоко для тех, кто будет проповедовать.

Библейский призыв ясен. И сегодня он остается тем же для нашей проповеди. Те принципы для пасторского служения, обозначенные Павлом и Петром, важны и для «рядовых» христиан. Ведь библейского разделения на руководителей и всех остальных христиан не существует. Любой христианин, в ком явно видим духовный рост, а не совершенство, подходит для пасторского служения. И это единственное непременное условие!

Чувствуете ли вы себя достойным проповедовать? Возможно, нет. Соответствуете ли вы стандартам, установленным 1 Тимофею, Титу и 1 Петра? Возможно, нет. Вы остаетесь человеком, даже если призваны на служение проповеди. Все эти принципы и прочие библейские повеления для учеников Иисуса помогают нам видеть цель, к которой мы стремимся. Это идеал, который помогает нам в достижении всего самого лучшего в нашей христианской жизни, в служении руководителя, в проповеди.

Нет сомнения в том, что Бог призывает и использует несовершенных людей для несения служения и проповеди Его благодати. Библия полна подобных примеров. Бог призывает нас такими, какие мы есть, и постепенно изменяет и улучшает нас. Если бы Он ждал, пока мы станем совершенными, возможно, мы никогда не приступили бы к служению!

Я молюсь, чтобы то, о чем говорилось в этой главе, ободрило вас и помогло в вашем собственном преображении как христианина. Это отправная точка к трансформирующей проповеди.

Примечания


РАЗДЕЛ 2

Трансакционная проповедь:

коммуникация


Проповедь – это устное, монологическое событие. С этой точки зрения, она является особым видом публичной речи, которая включает речи на общественных приемах, выступления юмористов, политические обращения или речь экскурсовода. Она происходит на публичной сцене, и ее слушает группа людей.

Проповедь, когда рассматривается с этой точки зрения, попадает в категорию публичной устной коммуникации. Однако она также и отличается, так как это формальная духовная речь, обычно звучащая в церковном контексте перед группой людей.1 Тем не менее, проповедь обладает некоторыми характеристиками, общими для любого типа публичной речи. Поэтому необходимо представлять проповедь как человеческую коммуникацию, являющуюся и устной, и слуховой.

Так, в главе 8 мы рассмотрим теорию коммуникаций как она представлена в большинстве учебников. Глава 9 будет рассматривать эту теорию как неверно описывающую человеческое общение, и, таким образом, подготовит нас к 10 главе, где коммуникация будет представлена в виде трансакции. Я убежден, что именно трансакция является наиболее верным описанием того, что происходит, когда люди говорят друг с другом.

Так как проповедь является устным событием, очень важно понять природу устной коммуникации. В 11 главе мы сравним устный язык с письменным. В образованном обществе письмо и чтение часто преобладают над говорением, поэтому очень важно, чтобы мы поняли «устность», из чего состоит говорение и слушание. Таким образом, проповедь не может существовать, когда с кафедры читается рукопись.

Сейчас мы подошли к пониманию того, что речь проповедника создает мировоззрение слушателя, его восприятие веры и библейского текста. 12 глава будет посвящена риторическому конструктивизму и его значению для проповеди.

Наконец, в 13 главе мы рассмотрим различные способы того, как «представляются» проповеди, когда проповедник выходит на кафедру и начинает проповедовать. Представляя проповедь как устное событие, мы начинаем понимать, как люди лучше всего слышат этот язык.

Эти шесть глав образуют то, что я называю «коммуникацией проповеди».


ГЛАВА 8

Стандартная теория коммуникации

^ ВВЕДЕНИЕ В ОТКЛИК
Джеймс Блэк написал: «Предположим, вы подготовили проповедь, вложили в нее все самое лучшее. Окончив, вы сказали, конечно, в смирении: «Итак, для кого-то это будет хорошим уроком: слушатели содрогнутся». Но в результате – благословенная тишина, как от ничем не потревоженной воды в бассейне. Затем, в следующее воскресенье, после очень сложной недели, вы произносите проповедь, заранее желая извиниться за нее. Однако затем кто-то подходит к вам или пишет записку о том, что эта «презренная», по вашему мнению, проповедь очень помогла ему. Ни слова о той великолепной проповеди, которой вы так гордились, и благодарности за ту, за которую вы хотели бы принести извинения. Не странно ли это? Радостно слышать, что Господь может использовать слабых мира, чтобы разрушить то, что мы считаем непоколебимым.lxxvii

Проповедь – интересная вещь. Очень многое влияет на ее восприятие слушателями, поэтому совершенно нельзя предугадать возможный отклик на каждую отдельную проповедь. Почему же одна проповедь «трогает», а другая нет? Что может сделать проповедник? Влияет ли на то, как «проповедует» проповедь то, что двигало проповедником?

Как бы отвечая на вопрос о мотивации, Павел пишет в Филиппийцам 1:12-18, что когда он в узах, многие начали проповедовать с большей смелостью. Некоторые, говорит он, проповедуют с добрым расположением, тогда как другие из зависти и любопрения. Но Павла не волнуют причины, побуждающие проповедовать, его более заботит, распространяется ли слово или нет.

Но если личная мотивация не играет роли, не является ли это позволением проповедовать любое слово любой ценой в любой ситуации? В 18 стихе Павле указывает на центр нашего благовестия – Иисуса Христа. Иисус начал доброе дело в церкви в Филиппах (стих 6). И эти верующие теперь являются соучастниками в благодати (стих 7), поэтому они должны расти в любви и христианской вере (стих 9). И помня обо всем этом, они должны проповедовать. Целью чего является получение определенной реакции слушателя, независимо от того, что двигало проповедником. Христиане должны задать вопрос, желают ли они откликнуться на услышанное, продолжают ли они расти во Христе в результате этого (стихи 27-30).

Следовательно, Павла заботило правильное восприятие послания. Выброс определенной библейской информации в аудиторию не выполняет задачу проповедника. А так как Павел был проповедником Евангелия, его сердце стремилось к донесению этого Евангелия до других.

Ни к этому ли призваны и мы? То есть независимо от причин, побуждающих нас делать это, нашим стремлением должно быть установить связь с человеком так, чтобы побудить его к определенному действию.

В результате можно сказать, что важность самой проповеди не играет первостепенной роли. Если при ее передаче люди не смогли ее «услышать» и откликнуться на нее, она не имеет большой ценности.


7286297470810063.html
7286369981249218.html
7286424893974027.html
7286538157794477.html
7286603836671299.html