ОПРЕДЕЛЯЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ - Международной Баптистской Богословской семинар

^ ОПРЕДЕЛЯЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ
Проходя процесс построения проповеди в предыдущих главах, мы говорили об определении основной темы проповеди, выделении одного текста, установлении истины и тезиса, об экзегезе и применении текста. Сейчас мы должны начать думать, как собрать проповедь в одно целое.

Мы знаем, что проповедь состоит из многих компонентов, таких как характер и ход аргумента, того, как проповедник воспринимает текст, как истина формулируется в тексте и в самой проповеди, и значимой экзегетической информации. Это все очень важно. Но все это очень плавно ведет к экспозиции. То есть все это связано с объяснением, что означает текст и как строится аргумент, за которым можно «следовать».

Но проповедь – это не лекция преподавателя. Это форма общения, посредством которой вы ставите слушателей лицом к лицу со словом от Бога. Конечно, что-то вам придется детально объяснять, но это всего лишь часть коммуникации. Также вы стремитесь к тому, чтобы библейская истина была принята. Вы можете говорить все, что угодно, иметь самую важную во всей вселенной информацию, но если вы не можете донести ее так, чтобы ваши слушатели ее «услышали», вы напрасно тратите время. Хорошие объяснения и разумные доводы могут быть хороши для письма, но являются слабыми передатчиками устной истины.

Проповедь/наставление – это риторический документ. Настоящая же проповедь – это риторическая презентация. Это два различных метода коммуникации. Это различие важно, так как письменный текст (как рукопись с наставлениями) предназначен для чтения, тогда как проповедь – для слушания. Компоненты проповеди имеют ценность, пока делают вклад в то, как звучит проповедь после того как она была построена. Если проповедь не «слышима», она окажет слабое влияние на жизни слушателей. Поэтому такую важную роль играют истории.

Следовательно, проповедь должна увлечь слух слушателя, чтобы затем связаться с его сердцем и разумом. Провозглашение означает привлечение внимания слушателя таким образом, чтобы он сравнил себя с библейской истиной и должен был бы ответить на нее или как-либо подействовать. Это редко происходит, когда кафедра используется как место для отчета о прекрасных библейских открытиях (не имеет значения, насколько проницательными они могут быть). Еще раз важно отметить, что проповедь – это не просто объяснение, это побуждающая риторика. Только когда мы привлекли внимание слушателей, появляется шанс, что на них повлияет истина из Писания.

Многие гомилеты называют эти эктраэкспозиионные материалы «иллюстрациями»,ccxciv и, чтобы оставаться последовательным, я буду придерживаться этого определения в начале этой главы. Существуют средства, которые помогают слушателям услышать библейскую истину и ответить на нее. Это истории, примеры, метафоры, духовные аналогии и прочие подобные средства.

Мы собираемся рассмотреть четыре важных вопроса, касающихся использования «иллюстраций» в проповеди: 1) почему они так важны, 2) их «сила» в донесении истины, 3) что можно использовать и где это найти и 4) естественный процесс их выделения и объединения.

^ 1. ПОЧЕМУ ИЛЛЮСТРАЦИИ ВАЖНЫ
Мы живем в мире историй. Телевизионные шоу, романы-бестселлеры, художественные фильмы интересуют людей, потому что являются историями. Слышали ли вы хотя бы однажды о человеке, который отправился смотреть блокбастер, чтобы почерпнуть знания?ccxcv Истории привлекают нас; они захватывают наше внимание. Поэтому они так важны для нашей проповеди.

Следовательно, истории имеют большую ценность, чем простое развлечение. Они передают информацию. Они помогают понять жизнь. И, как мы увидим в главах 26 и 27, мы мыслим в форме повествования и большую часть устной информации воспринимаем через истории.

^ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ
Те, кто отстаивают ценность иллюстраций в проповеди, приводят, по крайней мере, следующие 10 причин, почему они важны для проповеди.

1. Иллюстрации передают истину
Так как объяснения и толкования нелегко «слышимы» в устном общении, истории могут «нести» в себе послание. Баттрик (1987) считает, что иллюстрации могут говорить.ccxcvi Я убежден, что истории передают истину с большей силой, чем объяснение. Экспозиция выполняет работу объяснения истины для разума, но история может доносить эту истину до человеческого сердца. Люди естественно слушают истории, и эти повествования часто приводят к убеждению.

2. Иллюстрации поддерживают библейские «мысли»
Подобным образом иллюстрации обеспечивают поддержку проповеди.ccxcvii Баттрик (1987) предположил существование двух категорий дополнительного материала: иллюстраций («заимствование аналогии») и примеров («частички жизни»).ccxcviii И те и другие поддерживают тему проповедника, или выводы, которые он делает из текста. Следовательно, истории и передают, и поддерживают. Они и передают истину, и усиливают выводы, которые делает проповедник. Первое является превентивным, а второе реагирующим эффектом иллюстраций. Первое относится к истине, а второе к проповеднику.

3. Иллюстрации проясняют то, что было сказано
Иллюстрации не только передают и поддерживают истину, но также проясняют.ccxcix Они помогают объяснить выводы проповедника так, как это недоступно экспозиции. Они приносят ясность, так как основывают истину на событиях реальной жизни.

4. Иллюстрации дают отдых
Истории и примеры – это отдых от объяснения.ccc Многие гомилеты понимают проповедь как истолковывающую речь. С этой точки зрения, становиться понятным, что они видят ценность историй в отдыхе от напряженного восприятия объяснения. То есть истории позволяют слушателю сделать паузу в потоке объяснений, составляющем большую часть проповеди. Ведь людям гораздо легче слушать истории, а не толкование или объяснение.

5. Иллюстрации возвращают внимание
Как мы уже видели в 11 главе, слушатели периодически практикуют выборочную невнимательность, делая «мини-перерывы» от напряженной концентрации. После такого «акустического отдыха» слушатель вновь присоединяется к монологу, но только в случае, если он ему интересен. История – это дверь, через которую может быть сделан подобный повторный вход – они помогают привлечь внимание.ccci

6. Иллюстрации добавляют интерес объяснению
Иллюстрации делают проповедь более интересной.cccii Когда проповедь становится «отстраненным» богословским или духовным упражнением, истории помогают применить эту информацию к человеческой жизни. Они подкрепляют «доктрину». Они назидают, но без нравоучения.ccciii Они мотивируют, ободряют, вдохновляют, но в то же самое время помогают слушателю понять, как эта вдохновляющая истина работает в практической христианской жизни.

7. Иллюстрации обеспечивают повторение
Истории позволяют слушателю вновь услышать ту же самую истину или вывод, но несколько по-иному. Они обеспечивают повторение идей проповеди.ccciv Когда человек слышит ту же самую идею, но по-другому выраженную, он ее лучше запоминает и понимает. Истории повторяют истину.

8. Иллюстрации служат
Слушая благую весть через истории, страдающие члены церкви могут соотнести свою жизнь с жизнями людей, которые сталкивались с подобными вопросами или болью. Когда персонажи историй находят разрешение проблемы или конфликта, слушатели также находят решение. С этой точки зрения, истории служат жизни людей.cccv А когда люди запоминают истории (что они естественно делают), Святой Дух продолжает работать над ними после окончания проповеди.

9. Иллюстрации разрушают сопротивление
Скептически настроенные слушатели иногда готовы оспаривать богословие проповедника еще до начала проповеди. Но так как истории увлекают людей, их сопротивление разрушается, даже когда они испытывают сомнение. Как этого не может сделать толкование, истории предлагают способ подготовить слушателей к тому, чтобы на них подействовала благая весть.cccvi Размягчая умственное сопротивление, истории сводят непринятие к минимуму.

10. Иллюстрации усиливают эмоции
Наконец, истории являются эффективными инструментами для побуждения и вдохновения. Они готовят людей к ответу. Они больше работают над сердцами слушателей, чем над их разумом.cccvii Объяснение стимулирует мышление, но истории касаются сердца и воображения и, таким образом, приводят человека к эмоциональному соприкосновению с истиной Писания.

Все это веские причины, говорящие в пользу использования историй в проповеди, все это объясняет, как действуют истории. Они сопутствуют «выводам» проповеди. Они иллюстрируют. Они просвещают.

Однако весь этот подход к историям предполагает, что проповедь в своей основе является экспозиционной. Иллюстрации, с этой точки зрения, иллюстрируют «выводы», которые делает проповедник. Если вы вновь просмотрите вышеприведенный список, вы увидите, что все, кроме первого примера, являются предположениями о том, что проповедник объясняет и затем иллюстрирует то, о чем говорил. Это остается старой информационной моделью.

К сожалению, эта терминология не отражает того, что действительно происходит с «иллюстрациями» в человеческом общении. Оказывается, истории – это больше, чем просто поддерживающий материал для «выводов», которые мы делаем в своей проповеди. Они не просто «иллюстрируют» или «освящают» истину; они выполняют работу по передаче и построению истины внутри слушателя. Именно поэтому я называю их средствами для осуществления, и именно к этому предмету мы сейчас и обратимся.


7284947272818796.html
7285074074244156.html
7285117510798712.html
7285285322505064.html
7285404977321281.html