Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года - страница 15

Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года - страница 15

^ 7. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Разработка основных параметров прогноза развития внешнеэкономических связей на 2003-2005 годы осуществлялась исходя из стратегического курса их развития, нацеленного на эффективное содействие осуществлению структурной перестройки экономики и повышению конкурентоспособности отечественной продукции, на последовательную интеграцию России в современную систему мирохозяйственных связей.

В прогнозе учтены как внутренние, так и внешние факторы, воздействующие на динамику и структуру внешней торговли России, а также степень интеграции России в систему мирового хозяйства.

Исходные базовые параметры внешнеэкономической деятельности в ближайшей и среднесрочной перспективе являются в основном неблагоприятными для России и характеризуются следующим:

сохраняющейся нестабильной мировой общехозяйственной и товарной конъюнктурой, оказывающей в целом сдерживающее влияние на развитие экспорта;

чрезвычайно высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта, что делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры, в том числе под воздействием военно-политических факторов;

достижением предельных уровней экспортных поставок в большинстве добывающих отраслей и отраслей первичного передела продукции, тогда как экспорт готовых изделий сдерживается прогрессирующим старением материально-технической базы и фактическим свертыванием НИОКР;

ухудшением конкурентных позиций России на многих традиционных рынках в условиях сохраняющихся дискриминационных ограничений;

значительным увеличением физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса и сдвигом в структуре потребления в сторону увеличения импортных товаров, снижения средних контрактных цен и реального удорожания рубля.


^ Дальнейшее расширение совокупного внутреннего спроса будет способствовать переориентации части экспортных потоков на внутренний российский рынок.

Одновременно следует ожидать дальнейшего падения эффективности экспортных операций по большинству топливно-сырьевых товаров и материалов, обусловленное инфляционными процессами в отечественной экономике и низким уровнем мировых цен.

Рассматриваемый период оценивается как благоприятный для импортеров. Массовый потребительский спрос в условиях стабильного курса рубля и сравнительно низких импортных цен будет в значительной степени удовлетворяться за счет продукции зарубежного производства. С ростом реальных доходов населения ожидается изменение структуры потребления в пользу непродовольственных товаров, где преимущества зарубежных изделий традиционно наиболее сильны.

Необходимость радикальной модернизации технологической базы экономики будет являться стимулом увеличения закупок высокопроизводительного промышленного оборудования.

Повышение инвестиционного и кредитного рейтинга страны будет способствовать привлечению дополнительных объемов иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики.


Развитие системы регулирования внешнеэкономической деятельности будет осуществляться под воздействием, с одной стороны, дальнейшей либерализации внешнеторгового, инвестиционного и валютного законодательства, создающей более благоприятные и предсказуемые условия для развития внешнеэкономической деятельности, а, с другой стороны, необходимости погашения и обслуживания внешнего долга, что сохранит высокую фискальную нагрузку прежде всего в таможенно-тарифной области и окажет сдерживающее влияние на развитие внешнеэкономических связей в целом. Усиление контроля во внешнеэкономической сфере, включая борьбу с таможенными, валютными и другими правонарушениями, будет сопровождаться максимальным упрощением формальностей и соответствующим снижением трансакционных издержек для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

В 2003 году ожидается завершение основных мероприятий по гармонизации российского законодательства с нормами и правилами Всемирной торговой организации в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и фитосанитарных правил, интеллектуальной собственности, регулирования в сфере услуг.

Продолжится совершенствование механизмов государственной финансовой поддержки, организационно-технического и информационно-консультационного содействия экспортерам. Повысится роль выставочно-ярмарочной деятельности как важной составляющей стимулирования экспорта готовых изделий, в первую очередь наукоемкой продукции.

С учетом возрастающей внешней открытости национального хозяйства усилятся требования к проведению единой государственной торговой политики в целях повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса, укрепления его конкурентоспособности, преодоления дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и обеспечения эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции.


Развитие зарубежной общехозяйственной и товарной конъюнктуры окажет в целом неоднозначное влияние на динамику российской внешней торговли, что связано с усилением нестабильности функционирования мировой экономики в условиях крупных технологических сдвигов, неустойчивости основных финансовых рынков и возрастания военно-политической напряженности.

Ожидаемое в 2003 году улучшение мировой общехозяйственной конъюнктуры и существенное расширение международной торговли не дают достаточных оснований для однозначно положительной оценки развития ситуации в среднесрочной перспективе.

Сохранятся элементы неустойчивости в функционировании мирового нефтяного рынка, где ситуация будет определяться уровнем мирового спроса на нефть, эффективностью механизма по регулированию добычи нефти странами-членами ОПЕК, политическими факторами глобального характера.

Мировая среднегодовая цена на нефть "Urals" прогнозируется в среднесрочной перспективе в диапазоне 18,5-22,5 долл. США за баррель. При этом возможны разовые, порой весьма существенные, колебания цен.


Повысится роль торгово-политических факторов, определяющих интенсивность и масштабы участия России в международном разделении труда. Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода является формальное и фактическое завершение институциональной интеграции России в систему мирового хозяйства.

Выработка приемлемых для России условий присоединения к ВТО и возможное фактическое ее вступление в эту организацию обеспечат распространение на нашу страну общепризнанных правил и норм международной торговли, сделают более прозрачным и предсказуемым национальный режим для торговли и инвестиций и, тем самым, позволят снизить неопределенность и риски предпринимательской деятельности в России.

На первом этапе вступление России в ВТО окажет заметное стимулирующее влияние на импорт, пользующийся более либеральным и прозрачным торгово-политическим режимом.

Позитивное влияние на развитие экспорта окажет устранение сохраняющихся дискриминационных ограничений в отношении отечественного экспорта и доступ к международному механизму урегулирования торговых споров. Одновременно возможности расширения экспорта будут ограничены его нерациональной товарной структурой с низким удельным весом готовых изделий.

В предстоящий период особую значимость приобретут вопросы проведения экспансионистской экспортной политики и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. Существенно расширятся масштабы участия России в преференциальной торговле за счет совершенствования действующих и заключения новых двусторонних и многосторонних соглашений, предусматривающих беспошлинный товарообмен, в том числе во взаимоотношениях с Европейским союзом.

В целях обеспечения благоприятных условий доступа российских товаров на зарубежные рынки в предстоящий период будет активно использоваться весь арсенал торгово-политических инструментов, направленных на содействие экспорту, включая безусловное признание рыночного характера российской экономики в США, ЕС и других странах; обеспечение приемлемых условий для доступа продукции черной металлургии России на рынки США и ЕС; проведение переговоров со всеми странами, применяющими ограничительные дискриминационные меры в отношении российских товаров.

Приоритетное внимание будет уделяться участию России в регулировании мирового энергетического рынка, в том числе в рамках ОПЕК, других международных организаций и соглашений в этой области. В связи с этим в ближайшие годы существенно возрастет влияние России на формирование мировой конъюнктуры энергетического рынка, а также на тех рынках, где она является крупным поставщиком.

Стержнем внешнеэкономической политики в прогнозируемый период будет формирование международных региональных приоритетов.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с ^ Европейским союзом – основным торговым партнером, на долю которого приходится около 37% внешнеторгового оборота Российской Федерации и 55% всех привлеченных в страну иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с завершением формирования экономического и валютного союза, а также присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы. Укрепление новой европейской валюты евро и ее растущее использование в международных расчетах будут способствовать повышению экономической привлекательности торговли с Европейским союзом.

В стратегическом плане наибольшее значение имеет начавшаяся работа по разработке концепции Общеевропейского экономического пространства (ОЕЭП). Формирование однородной правовой и экономической среды в России и остальной части Европы будет способствовать расширению взаимной торговли и кооперации российских и европейских предприятий.

В рассматриваемый период маловероятно существенное увеличение взаимной торговли России со странами ^ Центральной и Восточной Европы. Ограниченный по номенклатуре характер российского экспорта, возможное снижение цен на энергоносители, слабая диверсификация структуры импорта, наряду с почти полным отсутствием промышленного сотрудничества предопределяют возможные существенные колебания объемов экспорта и импорта как в целом с регионом, так и с отдельными странами. Экономические отношения России с этими странами будут испытывать растущее влияние предполагаемого в середине текущего десятилетия вступления стран ЦВЕ (кроме Болгарии и Румынии) в Европейский союз. Основными торговыми партнерами останутся Польша и Венгрия. Значительное положительное сальдо России в торговле с этим регионом сохранится.

На американском континенте важнейшим торговым партнером России останутся ^ Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. После отмены поправки Джексона-Вэника и признания России страной с рыночной экономикой возможно расширение экспортных поставок в США.

Перспективы торговли со странами ^ Латинской Америки связаны с возможностями развития российского экспорта высоких технологий и продукции военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества. Страны этого региона сохранят свою роль поставщиков на российский рынок продовольственных товаров и продукции тропического земледелия.

Значимость ^ Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется перспективами в области поставок отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного потенциала. Крупнейшие торговые партнеры в регионе – Китай, Япония и Республика Корея. В отношениях с этими странами важную роль сохранят челночная торговля и приграничные бартерные сделки.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружение. Платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России. В то же время эскалация военного конфликта на Ближнем Востоке может привести к сокращению объемов торгово-экономического сотрудничества с арабскими государствами.

Рынок стран Африки, для которого характерен стабильно растущий спрос на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов и особенно на строительные услуги и технологии в различных отраслях экономики, останется в ближайшей перспективе одним из благоприятных для России. Привлекательным обстоятельством для развития взаимовыгодного сотрудничества является наличие значительных запасов разнообразных природных ресурсов в странах этого континента, что определяет целесообразность и направления сотрудничества в целях обеспечения наших потребностей в необходимом сырье.


В предстоящем периоде в российском экспорте в страны дальнего зарубежья по-прежнему основную роль будут играть топливно-энергетические товары, химические товары и удобрения, черные и цветные металлы, лесобумажная продукция, а также машинно-технические изделия.

Сохранение в целом благоприятной конъюнктуры мирового рынка нефти, имеющийся потенциал в развитии нефтяного комплекса позволяют прогноз

ировать значительный рост экспорта нефти к 2005 году, как по первому, так и по второму вариантам - на 18,4 % и на 30% соответственно.

Несмотря на ожидаемое увеличение потребности в этом энергоносителе внутри страны, увеличение объемов экспортируемой нефти связано с необходимостью выплаты государственного внешнего долга и осуществлению платежей по задолженности российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний западным кредиторам.

Основными импортерами российской нефти останутся страны Западной Европы, такие как Германия, Италия, а также государства Центральной и Восточной Европы.

Ситуация на мировом рынке нефтепродуктов в целом отражает конъюнктуру рынка сырой нефти, и средние экспортные цены на них ожидаются довольно высокими. На объемы экспорта российских нефтепродуктов будет оказывать влияние налоговая политика импортеров, направленная на ограничение импорта нефтепродуктов с высоким содержанием серы, а также постепенный переход восточноевропейских стран на стандарты качества, действующие в ЕС.

В рассматриваемом периоде прогнозируется рост экспорта светлых нефтепродуктов. К 2005 году экспорт автомобильного бензина превысит уровень 2001 года в 1,9 раза по I варианту и в 2 раза - по II варианту. Объем экспорта дизельного топлива увеличится на 21,9% и 25,7% соответственно.

Снижение экспорта мазута объясняется необходимостью насыщения внутреннего рынка.

Ожидается, что спрос на природный газ будет расти несколько более высокими темпами, чем на нефть, и его доля в общем мировом спросе на энергоносители уже в ближайшие годы может возрасти до 24-25 процентов. Цены будут, по-видимому, умеренно высокими, коррелируя с некоторым лагом с мировыми ценами на нефть.

Однако продолжающаяся либерализация рынка природного газа стран ЕС, в целом стимулируя рост поставок, делает этот рынок менее структурированным и предсказуемым, прежде всего, в отношении его ценовых параметров. Кроме того, прослеживается тенденция увеличения европейскими потребителями импорта сжиженных газов - более дорогих по сравнению с природным газом, но более эффективных с точки зрения эксплуатации энергоустановок и экологии.

К 2005 году объем экспорта российского газа в страны дальнего зарубежья может превысить уровень 2001 года на 13% по I варианту и на 19,8 % - по II варианту.

Положительным фактором является наличие долгосрочных контрактов, заключенных Россией с рядом европейских стран и предусматривающих поставку природного газа в течение 25-30 лет.

Не ожидается существенных изменений в динамике экспорта угля в дальнее зарубежье. Объемы экспорта в 2005 году прогнозируются на уровне 38–40 млн. тонн в год. Это объясняется как относительно слабыми конкурентными позициями российских экспортеров в связи с высокими транспортными издержками, так и перспективами развития внутреннего российского рынка.

Мировой рынок черных металлов в настоящее время находится в состоянии неопределенности. Место России как поставщика продукции низших переделов (чугун, полуфабрикаты) делает ее позиции уязвимыми к конъюнктурным колебаниям. Кроме того, на объемы российского экспорта черных металлов негативное влияние могут оказать введенные рядом стран активные меры защиты своих национальных рынков (США, Канада, Мексика, Чили, Китай и др.), а также ввод в эксплуатацию новых мощностей по производству стали (наибольший их прирост ожидается в Китае и странах Юго-Восточной Азии).

Таким образом, ситуация со сбытом российской металлопродукции в прогнозируемый период будет оставаться достаточно сложной. Значительное сокращение спроса на сталь на североамериканском рынке и депрессивное состояние рынка Западной Европы лишь отчасти может быть компенсировано переориентацией поставок в страны АТР и другие рынки сбыта.

Неустойчивость темпов развития мировой экономики обусловила с середины 2000 года снижение динамики спроса на мировых рынках цветных металлов. Экспорт алюминия, меди, никеля в 2003-2005 годах в страны дальнего зарубежья прогнозируется по I варианту ниже уровня 2001 года, а по II варианту возможен небольшой рост экспорта алюминия и никеля. Возрастет экспорт изделий из цветных металлов более глубокой степени технологической переработки.

Экспорт химической продукции будет продолжать оказывать значительное влияние на развитие отрасли, так как для многих предприятий, особенно в подотрасли минеральных удобрений, выход на мировой рынок остается единственной возможностью сохранения производственного потенциала.

Экспорт по I варианту по сравнению с 2001 годом возрастет незначительно, что связано с ростом цен на сырье, энергоносители и транспортные услуги, эксплуатацией морально и физически изношенных основных фондов, ведущих к росту себестоимости химической продукции и снижению ее конкурентоспособности, а также насыщенностью мирового рынка химической продукцией. По II варианту прогнозируется рост экспортных поставок на 4% при условии увеличения мирового спроса на продукцию химической промышленности, восстановления мировых цен на химическую продукцию до уровня 2001 года, а также повышения конкурентоспособности поставляемой на экспорт продукции.

Определяющими моментами для увеличения экспорта продукции лесопромышленного комплекса будут являться мировая конъюнктура, колебания цен, состояние запасов и качество поставляемой продукции. Предусматривается изменение структуры экспорта в связи с ожидаемым ростом спроса на лесобумажную продукцию. Увеличится экспорт продукции глубокой переработки древесины (фанера, целлюлоза, бумага, картон) и снизится экспорт необработанных лесоматериалов.

Ситуация на мировом машиностроительном рынке в настоящее время в целом контролируется ведущими промышленно развитыми странами, на которые приходится не только основная часть выпуска машинно-технической продукции, но и большая часть потребления. В высокотехнологичных секторах, наряду с мощной политической и финансовой поддержкой национальных поставщиков, зарубежные государства широко используют методы ограничительной деловой практики (в том числе, в отношении России).

Адаптация к новым условиям отдельных крупных российских машиностроительных предприятий, их активизация на внутреннем рынке позволяют рассчитывать на восстановление их позиций на традиционных экспортных рынках и наращивание машинно-технического экспорта в ближайшей и среднесрочной перспективе. Ожидается, что экспорт машин, оборудования и транспортных средств из России в страны дальнего зарубежья увеличится к 2005 году более, чем на 30 процентов. В частности, произойдет увеличение в 1,3 –1,6 раза поставок продукции автомобильной промышленности.

В то же время, рост российских экспортных поставок машинно-технической продукции будет ограничиваться ее низкой конкурентоспособностью на основных, наиболее емких рынках промышленно развитых стран, и удельный вес этой группы товаров в российском экспорте в страны дальнего зарубежья увеличится не более, чем на 1-2 пункта.

Для расширения экспорта машинно-технической продукции в развивающиеся страны по-прежнему особое значение будет иметь восстановление сотрудничества в рамках технического содействия крупным инвестиционным проектам. Основными направлениями внешнеэкономической деятельности России в этих странах будут сооружение объектов энергетики, в том числе атомной, строительство новых и реконструкция ранее построенных предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспортных и ирригационных сооружений.

Выход отечественной машинно-технической продукции на рынки развитых стран наиболее вероятен в форме кооперационных поставок узлов и деталей, производство которых на российских предприятиях в ряде случаев может быть высоко конкурентоспособным.


В российском импорте из стран дальнего зарубежья основную роль будут играть машинно-технические изделия и продовольственные товары.

Основу импортных поставок машин и оборудования составит продукция высоких технологий, приобретаемая российскими предприятиями для реструктуризации экспортоориентированных производств, их технического перевооружения, а также надежные и эффективные транспортные средства и сельскохозяйственная техника.

Доля машин и оборудования в импорте из стран дальнего зарубежья может увеличиться к 2005 году до 37-39 процентов. Ожидается увеличение поставок по большинству важнейших видов машинно-технической продукции. Импорт грузовых автомобилей увеличится примерно в 1,3-1,5 раза, легковых автомобилей - в 1,4-1,6 раза по сравнению с 2001 годом.

Импорт продовольствия из стран дальнего зарубежья может увеличиться к 2005 году на 8,5-11 процентов. Объемы импорта отдельных товаров прогнозировались исходя из емкости рынка и предполагаемого роста платежеспособного спроса населения в ближайшие годы.

Объемы закупок мяса свежего и мороженого в 2003-2005 годах ожидаются примерно на уровне 2001 года.

Что касается импорта мяса птицы, то его закупки в настоящее время создали существенную угрозу для развития отечественного птицеводства, в связи с чем рассматривается вопрос о защите российских товаропроизводителей этого вида мяса. Учитывая возможности отрасли по увеличению производства мяса птицы, прогнозируется постепенное снижение объемов импорта этого продукта к 2005 году на 10,8% по сравнению с 2001 годом.

В целях защиты отечественного свеклосахарного комплекса принято решение о значительном повышении в 2003 году базовых ставок ввозной пошлины на сахар-сырец и сахар белый, а также введении сезонных пошлин на импорт указанных продуктов. При этом будет продолжено действие механизма тарифной квоты на ввоз сырца.

С ростом объемов отечественного производства сахарной свеклы прогнозируется сокращение к 2005 году импорта сахара-сырца на 22,8% и сахара белого на 27,7% к уровню 2001 года.

Прогнозируется рост импорта из стран дальнего зарубежья продукции легкой промышленности. Увеличится импорт тканей, не производимых в России или производимых в недостаточных количествах, спрос на которые на внутреннем рынке будет расти вместе с ростом благосостояния населения. Предполагается увеличение объема импорта одежды почти на 22-29%. Ввиду низкой конкурентоспособности отечественной продукции прогнозируется увеличение объемов импорта обуви на 13-17% по сравнению с 2001 годом.

В целом динамика внешнеторгового оборота со странами вне СНГ в 2003-2005 годах будет формироваться под влиянием совокупности внутренних и внешних факторов, торгово-политических мероприятий по развитию внешней торговли, объективных процессов расширения и углубления участия России в международном разделении труда. Темпы роста внешнеторгового оборота будут в пределах 100-108,9%. При этом темпы роста экспорта прогнозируются в пределах 96,9-106,6%, отражая неустойчивость мировой конъюнктуры, импортные поставки сохранят более высокие темпы роста в пределах 106,1-112,9%, ориентируясь на увеличение эффективного внутреннего спроса.

Сотрудничество России со странами СНГ будет направлено на дальнейшее формирование в рамках Содружества зоны свободной торговли со свободным движением через их границы товаров и услуг.

С этой целью предстоит обеспечить предоставление хозяйствующим субъектам в рамках стран СНГ равных условий во взаимной торговле, выработать общие правила по защите национальных интересов государств в случае применения отдельными из них методов недобросовестной конкуренции.

В прогнозный период будет продолжена работа по выработке действенного механизма контроля за перемещением товаров через таможенные границы государств СНГ.

Расширение сотрудничества в развитии производственно-технологических и научно-технологических связей в ключевых отраслях экономики России и стран СНГ будет направлено, в первую очередь, на совместное освоение минерально-сырьевых ресурсов и обеспечение надежности функционирования топливно-энергетических коммуникаций, проходящих через Россию и государства СНГ в страны дальнего зарубежья.

При этом особое внимание будет уделяться сбалансированному развитию сырьевых и перерабатывающих отраслей промышленности России и стран СНГ (топливно-энергетическому комплексу, металлургии, машиностроению, легкой и текстильной промышленности) с более широким использованием практики создания межгосударственных транснациональных компаний.

Предусматривается создание благоприятных условий для взаимных вложений инвестиций в проекты по разработке и добыче сырьевых ресурсов, освоению запасов углеводородного сырья, строительству магистральных продуктопроводов и транспортных коммуникаций, развитию энергосистем и другие мероприятия, реализация которых обеспечивает жизнедеятельность российской экономики.

Предполагается содействовать расширению продвижения на внутренние рынки России и стран СНГ товаров собственного изготовления, особенно продукции машиностроительного комплекса, шире используя достигнутые в рамках Содружества договоренности по развитию производственной кооперации и специализации.

Развитие сотрудничества с Республикой Белоруссия будет ориентировано на реализацию Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации его положений, а также подписанных в их рамках других основополагающих документов.

Намечается совместная реализация комплекса мер по сближению проводимых в обоих государствах экономических реформ, введению единой денежной единицы, завершению унификации хозяйственного законодательства, особенно в области тарифного и нетарифного регулирования. При этом предусматривается расширить использование научного потенциала двух стран для выработки законодательных актов Союзного государства на базе российского.

Развитие сотрудничества со странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) будет направлено на создание единого таможенного пространства с общим рынком товаров (услуг) и согласованным проведением экономических преобразований.

Россией и странами ЕврАзЭС намечается проведение единой тарифной политики, формирование механизма согласованного применения единых ставок ввозных таможенных пошлин, а также защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле с третьими странами.

При определении перспектив внешнеэкономической деятельности России и стран ЕврАзЭС, в первую очередь потребуется уделить внимание разработке исключительно реальных и жизнеспособных направлений взаимного сотрудничества, к числу которых следует отнести увеличение доли поставляемой друг другу продукции высокой степени переработки и снижение сырьевых их видов, сохранение рынков сбыта, обеспечение стабильных источников получения сырьевых ресурсов и другие.

Темпы роста внешнеторгового оборота со странами СНГ прогнозируются в 2003-2005 годах в пределах 103,1-107,3%, в том числе экспорта – 103,8-109,5%, импорта – 102,1-106,4 процента.


7262059728489662.html
7262140221491763.html
7262278467707435.html
7262542837541779.html
7262667162069866.html