Государственность как основа формирования духовных ценностей офицерского корпуса российских вооруженных сил: социально-философский анализ


На правах рукописи


КОННОВ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ


ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ:
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ


Специальность: 09.00.11 – социальная философия


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук


Москва 2011


Диссертация выполнена на кафедре военной акмеологии и кибернетики Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого


^ Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Беляков Борис Львович.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Герасимов Анатолий Васильевич;


кандидат философских наук, доцент

Капустин Валерий Борисович.


Ведущая организация: Воронежский военный авиационный инженерный университет МО РФ.


Защита диссертации состоится 21 января 2011 года в 13 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.141.12. по философским наукам в Московском государственном техническом университете
им. Н.Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, Рубцовская наб., д.2/18, УЛК, ауд. 720.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГТУ им. Н.Э. Баумана.


Автореферат разослан 14 декабря 2010 г.


Учёный секретарь диссертационного совета С.А. Власов

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационной работы. 30 ноября 2010 года президент РФ Д.А.Медведев в ежегодном послании Федеральному Собранию, определяющем контуры российской государственности, представил свою политическую стратегию: «опираясь на ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе».1

Однако за последние годы духовные ценности в общественном сознании россиян подверглись серьезной коррозии, вытесняются чуждыми российской духовности меркантилизмом и индивидуализмом. А между тем благополучие народа определяется не столько материальными ценностями, сколько его духовно-нравственным состоянием.2 Для многих офицеров характерен нарастающий прагматизм, не подкрепленный патриотическим чувством. У части военных профессионалов отсутствуют такие устойчивые ценностные ориентации, как честь, воинский долг, ответственность. Поэтому преобразования в нашей стране и Вооруженных Силах предполагают поиск новых возможностей сохранения и повышения качества офицерского состава как основной составляющей боевой готовности частей и подразделений. Офицерский корпус был и остается стержнем Российской государственности, военной организации государства, определяющим фактором ее боеспособности и успешной деятельности. Армии и флоту нужны хорошо теоретически и практически подготовленные, духовно и физически закаленные, преданные своему делу военные профессионалы, способные с высокой эффективностью решать задачи по обеспечению военной безопасности государства в современных условиях.3 Только боеспособные, хорошо укомплектованные Вооруженные Силы, обладающие высоким моральным духом, могут защитить суверенитет и целостность страны.4

Актуальность исследования государственности как основы формирования духовных ценностей офицерского корпуса российских Вооруженных Сил обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, процесс глобализации, мировой финансовый кризис, сложности экономического и военно-политического реформирования распространяются на все содержание духовной жизни общества. Сегодня часто можно слышать о том, что на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым, якобы, и должно быть отдано предпочтение. Но существует и другое мнение, согласно которому приоритеты человечества не находятся в противоречии с ценностями культуры отдельных государств и народов. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи.

Во-вторых, на пути формирования российской государственности серьезной проблемой стали космополитизм и терроризм, сепаратистские и националистические движения. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп. Руководители ряда регионов России также используют его в своей деятельности, вовлекая в неё часть офицерского состава, что не только недопустимо, но и противозаконно.

В-третьих, объективной потребностью осмысления роли новых, порой навязанных духовных ценностей в жизни общества, отражения данного процесса в сознании офицерского корпуса. Реформирование Вооруженных Сил требует повышения качества подготовки военных кадров, приведение её в соответствие с изменяющимися задачами.

В-четвертых, изменения претерпевает система самого общества и его Вооруженных Сил. В связи с этим у большинства офицеров возникла потребность пересмотра своих ценностных ориентиров, установок в интересах успешного решения стоящих перед Вооруженными Силами задач.

В-пятых, современный характер деятельности офицеров обусловливает включение в круг военно-профессиональной компоненты самых разнообразных вопросов военно-технического, служебно-боевого, социального, административно-хозяйственного характера. Для успешного выполнения задач в мирное время и боевой обстановке офицерам необходимы знания, умения, навыки и качества, соответствующие ценностям и нормам социально-политической системы российского общества.

В-шестых, недостаточная научная разработка проблем государственности, духовных ценностей в сознании офицерского корпуса выдвигает сегодня на первый план потребность социально-философского анализа их сущности, содержания, структуры.

^ Степень разработанности проблемы. Представление об уровне социально-философского осмысления понятия «государственности», системы духовных ценностей как основы формирования сознания офицерского корпуса можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников.

Важную значимость для исследования выше названных проблем представляют работы, содержащие общеметодологические подходы к рассмотрению связи системы ценностей с вооруженной защитой государства, Отечества, своего народа. Такие ориентиры обозначены в работах В.Гидиринского, Б.Каверина, С.Клягина, Ю.Носкова, П.Петрия, Ю.Чернавина, П.Чижика и многих других авторов1.

Ряд работ посвящен исследованию проблемы сознания как сложного явления2.

Следует указать на плодотворность рассмотрения вопросов жизнедеятельности офицерского корпуса в контексте воздействия на их сознание В.Ксенофонтовым, О.Рахимовым, А.Опалевым, М.Шаховым и другими3. Проблеме формирования ценностей в условиях Вооруженных Сил посвящены исследования О.Алексеенко, Г.Ашева, Г.Боговича, М.Гунибского, С.Галченко, Ю.Славинского, Г.Торгашева, А.Цыбульки, В.Чеснокова и др1.

Особый интерес при рассмотрении проблемы современной российской государственности представляют работы Н.Бааль, В.Бондаренко, В.Добренькова, В.Кузнецова, Г.Осипова, С.Смульского2 и диссертации, защищенные в последние годы3.

Необходимо отметить, что труды данных авторов закладывают теоретические и методологические ориентиры социально-философского исследования государственности, системы духовных ценностей сознания офицерского корпуса Российской армии. При этом важно подчеркнуть, что малоизученными остаются вопросы о месте и роли духовных ценностей в сознании офицерского состава отдельных видов и родов войск.

Таким образом, анализ литературы показывает, что выбор указанной темы исследования обусловлен ее актуальностью, определяемой совокупностью целого ряда факторов, теоретической и практической значимостью, недостаточной степенью научной разработанности.

^ Цель исследования - осуществить социально-философский анализ государственности как ценности российского общества и ее влияние на процесс формирования духовных ценностей офицерского корпуса Вооруженных Сил России.

^ Объектом исследования определяется государственность как социальное явление духовной жизни российского общества и практики его субъектов.

Предметом исследования выступает специфика формирования духовных ценностей в сознании офицерского корпуса в условиях российской государственности.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

1. провести содержательный анализ понятий «государственность» и «духовные ценности офицерского корпуса российских Вооруженных Сил» как социокультурных феноменов с раскрытием сущностных характеристик и особенностей их развития применительно к современному состоянию Общества, Армии и Флота;

2. раскрыть специфику российского патриотизма и менталитета, процесса формирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации;

3. выявить и классифицировать противоречия процесса формирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса в современных условиях;

4. сформулировать и обосновать необходимые практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования системы духовных ценностей как основы сознания офицерского корпуса в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил РФ.

^ Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если будет создана научная концепция российской государственности, которая найдет понимание и поддержку в обществе, основанном на фундаменте патриотизма, устойчивой системе духовных ценностей в сознании офицерского корпуса, то будет разрешен ряд противоречий, возникающих в процессе функционирования данного феномена.

В плане проведённого анализа предполагалось выявление наиболее существенных, устойчивых, глубинных связей и отношений, присущих теориям государственного и военного строительства, системе духовных ценностей и их военно-профессиональной составляющей.

^ Методологическую и теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей – философов, социологов, политологов, правоведов, психологов и государственных деятелей, материалы дискуссий, научных конференций. В диссертации учитывались оценки и выводы, содержащиеся в выступлениях, докладах и решениях высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, касающиеся проблем государственной политики, военного строительства, образовательной и воспитательной деятельности.

Исследование основано на положениях и выводах, категориальном аппарате философии, политологии, социологии и других гуманитарных наук.

Методологическая база исследования представляет собой синтез различных научных методов: диалектического, структурно-функционального, системного и собственно специфические методы социально-философского анализа. Для решения поставленных задач использовались методы прогнозирования, моделирования и системной практики, логического и исторического.

^ Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, систематизация данных по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты политологических, социологических и военно-социологических исследований, проводимых структурами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, институтами Министерства обороны Российской Федерации по проблемам, относящимся к теме исследования, также практическая деятельность штаба Ракетных войск стратегического назначения.

Степень обоснованности и достоверности научных результатов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на общенаучные принципы и методы исследования; системой социально-философских методов анализа; обобщенными теоретическими выводами философской науки по проблеме государственности, духовных ценностей в сознании офицерского корпуса современной России; применением комплексной методики исследования с теоретической проверкой основных положений диссертации.

^ Научная новизна состоит в постановке и социально-философском анализе актуальной научной задачи, которая применительно к современному этапу развития российского общества и его вооруженных сил оставалась недостаточно исследованной.

Более конкретно новизна исследования заключается в следующем:

Научная новизна диссертационного исследования так же отражена в положениях, выносимых на защиту.

^ Положения выносимые на защиту:

1. «Государственность» как философская категория в диссертации рассматривается как сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизни конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества. В то же время термин «государственность» - это качество, состояние общества на том или ином этапе его развития. Это тот строй общественных отношений, который влияет не только на государственную власть, но и на другие общественные институты.

2. Патриотизм раскрывается как внутренняя содержательная основа государственности, его истоки, содержание, эволюция развития. Глубинные истоки патриотизма коренятся в сущности человека и общества. Выступая основанием удовлетворения потребностей обеспечения безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне, патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общенациональные интересы.

3. Ценностные основания в сознании офицерского корпуса России представлены как интегративные воздействия общечеловеческих, общественных (групповых) ценностей, а также интересов, идеалов, принципов и норм, чувств и убеждений офицера в совокупности детерминирующих его мотивацию и оказывающих регулярное воздействие на социальную активность. Проведено сравнение и выведены отличия влияния материальных и духовных ценностей на сознание и деятельность российского офицера. Духовные ценности нельзя осязать, пощупать, но от этого их значимость не умаляется. Они проявляются в человеческих отношениях, т.е. в деятельности, совершаемой мыслью, словом или делом. Не видя поступков человека, невозможно говорить о его духовности.

4. Модель системы духовных ценностей сознания офицерского корпуса России основана на анализе противоречий духовного мира офицера и построении механизма их разрешения. Духовный мир российского офицера испытывает сегодня воздействие социальных противоречий, которые проявляясь в экономической и политической жизни, праве, социальной сфере, в воинских отношениях с разной силой воздействуют на него. В рамках данного влияния они также могут рассматриваться в качестве современного источника развития духовности офицера по своей направленности или специфике объекта.

5. Основные противоречия системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России условно объединены в четыре группы: а) противоречия, обусловленные формированием и функционированием ценностных оснований общества и государства; б) противоречия, вытекающие из специфики взаимосвязи ценностей общества и Вооруженных Сил; в) противоречия, обусловленные выполнением воинского долга и службой в Вооруженных Силах; г) противоречия формирования и функционирования ценностных оснований самого офицера.

^ Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования теоретических положений при выработке и принятии на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по повышению эффективности деятельности государственных органов и общественных организаций. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области духовной жизни социальных групп и личности, в ходе изучения отечественной истории, теории государства и права.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Военной академии РВСН им. Петра Великого, Ростовского и Серпуховского военных институтов РВСН, войсковых частей Вооруженных Сил РФ. Основные положения диссертации, результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на всероссийских, региональных, межвузовских научных, научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях Военного Совета РВСН, учёного совета академии, проверялись и корректировались в процессе дискуссий со специалистами, военными руководителями. Материалы исследования используются в ходе учебных занятий со слушателями и курсантами ряда военно-учебных заведений, а также нашли своё отражение в ходе выполнения научно-исследовательских работ «Отец», «Амурец-2009», «Оптимизация воспитательной работы – 2009».

Основное содержание диссертации отражено в монографии, учебнике, тринадцати печатных работах общим объемом более 20 п.л., из них три работы опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, показывается степень разработанности проблемы, причины актуализации знаний в этой области, рассматриваются основные методологические принципы и теоретические подходы к исследованию, определяются цели и задачи работы.

^ Первая глава - «Государственность как предмет социально-философского анализа» посвящена анализу подходов к исследованию проблемы государственности, особенностей ее проявления в условиях российской действительности, феноменов патриотизма и российского менталитета.

^ В параграфе первом «Государственность как философская категория и социальное явление» раскрывается сущность и содержание государственности как философского понятия через характеристику его свойств, внутренних и внешних связей. В понятие «государственность» автор вкладывает признаки (государство; экономический уклад [строй]; социальную организацию; духовно-культурную организацию; правовую и информационную системы; человек как субъект и носитель общественных отношений и главная цель функционирования государства; преданность идеалам государства; высшая акмеологическая ценность сознания российского офицера), составляющие своего рода подсистемы, взаимодействие которых позволяет обществу развиваться как единое целое.

Государственность как философская категория есть научная форма мышления, отражающая (вбирающая) сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизни каждого народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.

В то же время термин государственность отражает качество состояния общества на том или ином этапе его развития. Это тот строй общественных отношений, который влияет не только на государственную власть, но и на другие общественные институты.

К числу основных компонентов государственности относятся: а) государство как центральное звено, определяющее характер всех политических отношений в обществе; б) экономический строй (уровень экономического развития), где ведущее место принадлежит отношениям собственности; в) социальная организация; г) духовно-культурная организация общества; д) правовая система; е) информационная система; ж) человек как субъект и носитель общественных отношений, степень и полнота реализаций индивидуальных прав и свобод.

По своему внутреннему содержанию государственность должна быть заполнена идеями патриотизма с их корнями, историей и современным состоянием. В свою очередь, патриотизм представляет собой проявляющееся в деятельности чувство любви к своему Отечеству. Он включает в себя такие компоненты как забота о своей Родине, ответственность и уважение за все государственное.

Структура патриотизма представлена такими элементами как патриотическое сознание, патриотическая деятельность, патриотические отношения и патриотические организации.

^ Во втором параграфе – «Специфика российской государственности» анализируются сущность и содержание российского менталитета, роль и место духовных ценностей в общественном сознании россиян, система функционирования.

К числу основных функций государственности относится идентификационная функция, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, способствующих реализации потребностей в самоутверждении и самовыражении. Государственная идентификация – это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный и индивидуальный уровень.

Специфика и особенности российской государственности проявляются в менталитете. Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной культуры (человека, страта, народа, общества), он, сохраняя в себе общечеловеческие, этические, нравственные нормы и требования, сам меняется под влиянием изменений жизни общества. Имея обыкновения запаздывать, изменения ментальности действуют и тогда, когда общественная мысль уже претерпела радикальные перемены.

На российскую государственность всегда большое влияние оказывал военный вопрос, ибо армия во все времена исторического развития была гарантом сохранения мира, поддержки государства во внутренних и внешних отношениях, а офицерский корпус России – ее гордостью и духовной элитой.

^ Вторая глава - «Эволюция духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России в условиях формирования постсоветской государственности» посвящена анализу состояния и основных тенденций изменения духовных ценностей в сознании офицерского корпуса.

^ В параграфе первом «Ценностные основания сознания офицерского корпуса России: сущность, содержание, условия функционирования» раскрываются духовные основы сознания офицерского корпуса. Сложная структура духовных ценностей сознания офицерского корпуса предполагает противоречивый характер их функционирования. Все противоречия разрешаются в ходе военно-профессиональной деятельности. В самом общем виде этот процесс протекает по влиянием групп факторов: социальных (внешних по отношению к отдельному офицеру) и личностных (внутренних). Поэтому механизм формирования сознания офицера определяется двумя процессами: интернализацией, понимаемой как обучение и воспитание, и социализацией, понимаемой как перевод объективных норм и ценностей в сознание.

Разрешение противоречий в сознании офицерского корпуса сегодня возможно при выполнении следующих условий: а) осуществлении продуманной военной политики; б) преодолении разрыва между универсальными целями, одобряемыми в обществе, и социально-политическим их обоснованием; в) учете и согласовании интересов различных групп военнослужащих, демократизации сферы воинской деятельности при сохранении единоначалия, возрождении утраченных ценностей и формировании новой системы духовных ценностей, отвечающей современному развитию России и Вооруженных Сил.

^ Во втором параграфе – «Особенности и тенденции развития духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России в современных условиях» анализируются основные тенденции эволюции духовных ценностей в сознании офицерского корпуса. Оценивая современное состояние духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России, мы отмечаем возрастание значимости общегражданских идей, взглядов и ценностных ориентаций по сравнению с военно-профессиональными составляющими. В армейскую среду все больше проникают рыночные отношения, дух коммерциализации. Сегодня офицеры находят в гражданской жизни значительно больше вариантов осуществления своих планов, касающихся повышения прежде всего уровня и качества жизни. Такая ситуация во многом обусловлена необходимостью физического выживания, а также обесцениванием общезначимых приоритетов военной службы, невозможностью офицерского корпуса полностью реализовать себя в военно-профессиональной деятельности. Хотя общеизвестно, как крайне важна сбалансированность и преемственность общегражданских и военно-профессиональных ценностей в сознании и мировоззрении личного состава армии и флота.

В современных условиях у значительной части офицерского корпуса наблюдается утрата интереса к анализу сложных социально-экономических проблем российского общества. Растет недоверие ко всем ветвям российской государственной власти. Так, некоторые политические, экономические и иные решения властных структур часто воспринимаются офицерами как неожиданные, алогичные, не отражающие реальную геополитическую обстановку в стране и за ее пределами. Такие решения быстро отвергаются офицерами, они не находят поддержки у общественного мнения.

На содержание и направленность духовных ценностей офицера в современных условиях устойчивое влияние имеет тенденция углубляющейся дифференциации сознания и мировоззрения различных категорий офицерского корпуса по религиозному признаку. Россия в настоящее время остается, как и прежде, не только многонациональным, но и поликонфессиональным государством. Традиционными и наиболее распространенными конфессиями для России остаются православие и ислам. Следует отметить, что сегодня в российском обществе право свободы совести осуществляется достаточно демократично, полно и последовательно. Это обусловлено во многом тем, что стали постепенно уходить в прошлое стереотипы, связанные с восприятием религии как «пережитка прошлого», «опиума народа», не имеющие якобы социальных корней, находящиеся вне сферы нравственности и культуры. Сегодня религиозность воспринимается многими офицерами как необходимая часть духовности, как социально-исторический феномен, имеющий важное мировоззренческое значение, как элемент национальной духовной культуры, как фактор, играющий важную роль в формировании национального самосознания и национальной идентичности.

Несомненным является и значительный рост интереса офицерского корпуса к различным конфессиям, религиозным символам и культам, образу жизни верующих. Надо констатировать, что в армии с каждым годом увеличивается количество сторонников религиозных ценностей, а также пытающихся сформировать «новое религиозное сознание». Вместе с тем офицеры сохраняют за собой право свободно выбирать то или иное вероучение, свободно критиковать религиозность или безбожие, а также свободно придерживаться атеизма. Одновременно следует отметить, что армия и флот все-таки в меньшей степени, чем общество, оказались подверженными насильственному насаждению некоторых нетрадиционных для России видов религиозности. Однако такую опасность не следует преуменьшать либо игнорировать в будущем.

Развитие системы духовных ценностей офицера армии и флота, обусловлена изменениями общеобразовательного и военно-профессионального уровня знаний, культуры офицерского состава.

Серьезным образом на духовные ценности офицера армии и флота влияет тенденция, связанная с утратой социальной значимости моральных и правовых норм в сознании и мировоззрении большинства офицерского корпуса. Эти нормы непосредственно мотивируют добросовестный воинский труд и поддержание высокого уровня сознательной воинской дисциплины, поведение и поступки офицерского состава. Данная проблема стала сегодня достаточно острой и в большей степени не столько военной, сколько социальной. Подобного рода деформация духовных основ личности порождает ряд весьма негативных ситуаций уже непосредственно в воинских коллективах, что влияет на формирование российской государственности и создание нового облика ВС РФ.

Третья глава - «Модель и основные направления совершенствования формирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России в современных условиях» посвящена исследованию процесса формирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России

^ В первом параграфе - «Модель системы духовных ценностей сознания офицерского корпуса России в процессе формирования нового облика ВС РФ» представлена авторская попытка моделирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России в соответствии с требованиями нового облика армии и флота. В диссертации отмечается, что на процесс формирования системы духовных ценностей в сознании российского офицера активно воздействуют две составляющие – моральная и психологическая, каждая из которых включает две большие взаимосвязанные группы элементов (политико-идеологические и политико-психологические). Подробный анализ каждого их элементов позволил выявить и сформулировать специфические особенности духовных ценностей офицерского сознания, которые проявляются в процессе непосредственной активности самих офицеров на основе практического взаимодействия между собой и органами управления, отражают политические события общественной жизни и носят в основном поверхностный характер. Доминирующую роль в этой системе играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые выражают преимущественно не перспективные, а насущные интересы офицерского корпуса, их повседневные нужды; испытывают влияние различных идеологий и складываются в процессе их противоборства; способны быстро изменяться и чутко реагировать на новые политические реалии.

Для характеристики и оценки качества системы духовных ценностей сознания офицера диссертант вводит показатели, которые условно сведены в две группы: а) общесоциальные показатели как показатели духовной сферы (базовые [устойчивые] и ситуационные [динамические]); б) военно-специальные показатели предметно-практического плана.

Представленная модель носит субъективный, авторский характер. Существует и ряд иных суждений по данной проблеме.

^ Второй параграф - «Условия и пути совершенствования процесса формирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России» посвящён исследованию условий и путей совершенствования процесса формирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России в современных условиях. Многие противоречия, действующие сегодня вне сферы функционирования духовности офицера, оказывают на него более сильное воздействие, а иногда и определяют духовно-нравственную позицию. Иными словами, значительная часть противоречий развития сознания офицера сегодня объективно детерминируется противоречиями экономической, политико-правовой, социальной, военно-профессиональной и других сфер жизнедеятельности российского общества и государства.

Мы считаем, что противоречия духовного мира офицера во многом есть «снятый» результат интериоризации внешних социальных противоречий. В сознании офицера совершенствуются эмоционально-чувственные и волевые состояния, свойства, процессы и явления, ценностные ориентации. В мировоззрении офицера получают развитие переосмысленные знания, идеалы, нормы и принципы жизни, убеждения и верования, потребности и интересы духовного совершенствования. Духовные качества как элемент духовного мира офицера представляют собой разновидность качеств российских граждан.

Важным показателем состояния и уровня сформированности системы духовных ценностей сознания российского офицера является стабильная, устойчивая функциональность. Она с необходимостью включает в себя способность офицера сохранять в норме основные характеристики своего сознания при воздействии различного рода негативных факторов и в полном объеме выполнять возложенные военно-служебные обязанности, иметь возможность и способность для реализации своих интересов, выбранного пути жизнедеятельности, достижения намеченных целей. Тем самым максимально обеспечивается процесс его свободного и самостоятельного развития как личности в настоящее время и в будущем.

Механизм разрешения противоречий духовного мира офицера является сложным, также противоречивым процессом. Как правило, большинство из противоречий разрешаются офицером самостоятельно или во взаимодействии с другими военнослужащими, полно или менее полно, ситуативно или на протяжении длительного промежутка времени, всей жизни и военной службы. Так, противоречие между осмыслением офицером своего статуса и военно-социальной практикой его реализации разрешается на протяжении всей военной службы, в зависимости от складывающихся условий в обществе, государстве и Вооруженных Силах, от отношения к службе самого офицера. Подтверждением этому может быть тот факт, что в его духовном мире (особенно это касается молодых офицеров) объективно происходит смена мировоззренческих ориентаций не в пользу воинской службы и исполнения воинского долга. Возрастает доминантность общегражданских идей и потребительских ценностей. В тоже время, сегодня у большинства старших офицеров все острее проявляется стремление сохранить в относительно стабильном состоянии военно-профессиональную специфику, индивидуально-личностную и социально-ценностную направленность своего внутреннего мира, стереотипов сознания и поведения.

Алгоритм процесса разрешения противоречий духовного мира офицера может быть представлен в следующем виде: а) выявление содержания и значимости сторон, составляющих противоречие;
б) изучение объективных позитивных и негативных факторов, оказывающих влияние на разрешение противоречия, способствующих или препятствующих конструктивной направленности этого процесса;
в) оценка значения данного противоречия для духовного мира офицера;
г) прогнозирование основных направлений развития противоречий духовного мира офицера, интенсивности и вариантности их развития, выделение ведущих тенденций; д) выявление регулирующей силы, ее влияния на разрешение противоречий; е) определение основных путей конструктивного разрешения противоречий духовного мира офицера и формирование на этой основе офицером и управленческими структурами государства и Вооруженных Сил программ и планов по их разрешению.

^ В заключении диссертации изложены рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- необходимо дальнейшее расширение методологических знаний теории и практики российской государственности;

- следует продолжить комплексное изучение и обоснование основных подходов и принципов противостояния негативным процессам в сфере морали и духовной жизни российского общества;

- выводы исследования могут быть использованы в интересах обоснования новых подходов к проблеме единства исторического и логического соотношения духовных ценностей с ведущими формами общественного сознания и особенностями их проявления в духовной жизни российского общества, Вооруженных Сил;

- сформулированные подходы к проблеме системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса могут служить методологической базой для разработки научно обоснованной системы взаимодействия государства и армии в противодействии распространению аморальности и бездуховности в офицерской среде.

В области непосредственно практического применения выводы и рекомендации диссертации полезны:

- при проведении занятий по социальной философии, аксиологии, этике, религиоведению, философии управления, политологии, социологии, психологии, культурологии;

- для разработки методик изучения особенностей проявления духовных ценностей в различных сферах жизнедеятельности общества, армии и флота;

- в тематических передачах средств массовой информации и публикациях по проблемам развития российского общества, противодействия распространению негативных явлений в духовно-нравственной сфере жизнедеятельности;

- специалистам в области воспитания и образования для обоснования концепций, программ, спецкурсов вузов в сфере гуманитарного образования в РФ, а также межкультурном и профессионально-образовательном сотрудничестве со странами СНГ;

- для проведения межвузовских научно-практических конференций по проблемам воспитания гражданской ответственности и патриотизма у молодежи.

Содержание диссертации, сделанные в ней выводы создают определенную теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности и специфики ценностных оснований сознания в духовной жизни современного общества и направлений оптимизации данного феномена.

^ В приложениях представлены данные конкретных социологических исследований, полученные соискателем в процессе работы над диссертацией.

Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Коннов А.Д. Духовные ценности российского общества как основа сознания офицерского корпуса ВС РФ: сущность, структура, противоречия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. № 2. С.42-49 (0,5 п.л.).

  2. Коннов А.Д. Государственность в зеркале традиций офицерского корпуса России // Вестник Воронежского государственного университета 2009. №11 (Философские науки). С. 35-42 (0,5 п.л.).

  3. Коннов А.Д. Дидактические вопросы информационной системной безопасности критической социо-технической среды в задачах военного и государственного управления // Вестник института криптографии связи и информатики Академии ФСБ России. 2010. № 1. С. 42-50. (0,6 п.л.).

  4. Коннов А.Д., Беляков Б.Л. Государственность как ценность и основа менталитета российского офицера (военно-акмеологический анализ). М.: ВА РВСН, 2009. 212 с. (авторские – 9,5 п.л.).

  5. Коннов А.Д., Смирнов Е.В. Совершенствование процесса формирования системы духовных ценностей в сознании офицерского корпуса России в современных условиях // В помощь офицерам, изучающих МПО. Выпуск 9. М.: ВА РВСН, 2010. С. 6-69. (4 п.л.).

  6. Коннов А.Д. Особенности подготовки офицерского состава академии в условиях формирования нового облика ВС РФ // Материалы военно-научной конференции, посвящённой 50-летию РВСН. Информационный сборник РВСН. № 1 (183). М., 2010. С. 187-193. (0,4 п.л.).

  7. Коннов А.Д. Современные технологии и защита государственной и военной информации в системах управления // Материалы научно-технической конференции «Перспективные методы, модели и средства управления войсками и оружием». Ростов-на-Дону: РВИ РВ, 2010. С. 72-86. (1,0 п.л.).

  8. Коннов А.Д. Традиции Военной академии РВСН и их роль в подготовке офицерских кадров // Материалы межвузовской научно-практической конференции: «Современная система военного образования: проблемы и пути совершенствования». М.: РГБ, 2010. С. 96-103. (0,5 п.л.).

  9. Коннов А.Д., Костин В.Н. Развитие высшей военной школы в контексте информатизации образовательной среды вуза // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровье – сберегающих условиях. М.: Институт информатизации образования РАН, 2009. С. 162-176. (1,0 п.л.).

  10. Коннов А.Д. Проблемы формирования военно-профессиональных навыков у выпускников вузов РВСН (на опыте работы по вводу в строй молодых офицеров в Оренбургском объединении РВСН в 2006-2007 г.г.) // Материалы XIII научно-технической конференции МВИ РЭ КВ. М.: МВИ РЭ КВ, 2008. С. 62-72. (0,7 п.л.).

  11. Коннов А.Д. Акмеологические аспекты современного гуманитарного образования в высшей военной школе // Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве». М.: РАО, 2008. С. 312-326. (1,0 п.л.).

  12. Коннов А.Д. Государственность как ценностно-нормативный регулятор военной службы офицерского корпуса ВС РФ // Материалы Всеармейского совещания офицеров войскового звена об актуальных проблемах армии и флота 3-4 апреля 2006 г. М.: МО РФ, 2007. С 134-140. (0,6 п.л.).

  13. Коннов А.Д. Гордость России (опыт и уроки воспитательной работы в Чеченской республике) в книге Стратегические ракетчики России / Под общ. ред. д. воен. н., профессора, командующего РВСН генерал-полковника Соловцова Н.Е. М.: «Голос» Пресс, 2004. С. 108-116. (0,6 п.л.).




1 Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета (Федеральный выпуск). 2010. №5350 (271).

2 Кирилл Патриарх Московский и всея Руси. Из обращения Святейшего патриарха к выпускниками факультета православной культуры ВА РВСН им.Петра Великого 5 апреля 2010 в Успенском Соборе Московского кремля // Вестник академии РВСН – 2010. №3. – С.3-4.

3 Сердюков А.Э. Поздравление Министра обороны Российской Федерации личного состава военно-учебных заведений в связи с Днем знаний и началом нового учебного года 1 сентября 2010 //http://mil.ru

4 Путин В.В. Стенографический отчёт о заседании Государственной Думы 8 мая 2010// www.kremlin.ru/text

1 См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия; Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил; Изместьева Н. Н. Русская духовность как социально-философская проблема; Карлова Л. В. Конституирование духовности как философская проблема; Бессонов Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий; Гежа А. Г. Динамика социальных ценностей поколения 90-х гг. ХХ в; Казанов Х. М. Ценностные ориентации в современном российском обществе; Кузнецов В. В. Достоинство человека как духовная ценность: русская традиция: монография; Матвеев П.Е. Моральные ценности; Меньчиков Г. П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека; Руденко В.А. Модель образования XXI века: проблемы сохранения ценностей национальной культуры; Смирнов Л. М. Базовые ценности России; Шапошников Л. Е. Российская система ценностей; Клягин С.В. Пути к духовности; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия; Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности и др.

2 См.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского офицера; Караева П. Т. Общественное сознание как объект социально-философского анализа; Кулакова Т. В. Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи в транзитивном обществе (Региональный аспект); Городинский В. И. Патриотическое сознание российских пограничников в условиях глобализации (Социально-философский анализ); Савеленко В. М. Динамика профессионального сознания курсантов высших военных авиационных инженерных учебных заведений; Силиверстов И. В. Природа ценностного сознания (Социально-философский анализ) и др.

3 См., например: Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития; Опалев А.В. Духовность. Правопорядок. Нравственность; Рахимов О.Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера; Шевченко О. В. Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях (Социально-философский анализ; Янаков А. Т. Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ; Шахов М.Н. Демократизм и единоначалие в Вооруженных Силах (социально-философские проблемы взаимодействия и др.

1 См., например: Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации; Ашев Г.А. Культура воинской деятельности; Богович Г.Г. Противоречия формрования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение; Блохин А. С. Содержание и развитие духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России (Социально-философский анализ; Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров; Гунибский М.Ш. Роль моральных ценностей социализма в активизации человеческого фактора в условиях Вооруженных Сил; Макушкин А. Б. Безопасность духовного мира офицерского состава Российской Армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования; Торгашев Г.А. Социально-культурные проблемы преемственности поколений в отечественном военном строительстве; Цыбулька А.М. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России; Чесноков В.А. Ценностные ориентации личности советского офицера как объект философско-социологического анализа и др.

2 См.: Бааль Н.Б. Феномен молодежного экстремизма; Емец В.С. Федерализм и сепаратизм как факторы этонополитических процессов в России (в контексте национальной безопасности); Кулаков А.В. Глобализация как многмерный процесс; Северный Кавказ: история, региональная специфика, проблемы обеспечения национальной безопасности: Монография /Под общ. ред. проф. Кулакова А.В.; Социология и государственность: достижения, проблемы, решения: Монография / Под общ. ред. Осипова Г.В. и Кузнецова В.Н.

3 См.: Бурков Ф.Е. Мировоззренческие универсалии российской армии (социально-философский анализ; Гомолач Н.Г. Философско-методологический анализ взаимодействия мировоззрения и морали в духовном развитии и деятельности советских воинов; Добреньков В.И. Российское общество. Современное состояние и перспектива (от социологии кризиса к социологии надежды); Дурново С.И. Моральное сознание как феномен духовной жизни российского общества; Кучеров Е.В. Противоречия духовного мира офицера современной российской армии (социально-философский анализ); Сучков А.В. Нравственные качества курсанта ВВУЗа современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития (социально-философский анализ).


7258969727710651.html
7259098696846657.html
7259246685396710.html
7259420461747459.html
7259441171065463.html